Для успешного введения холдингового режима Латвии необходимо тщательно подготовиться. Пока непонятно, кого именно привлечет это нововведение в нашу страну и с какой целью. “Форум” обратился с просьбой выразить свое мнение к представителям различных компаний.
Прекратить чехарду
“Откровенно говоря, пока эти нововведения выглядят, как благие намерения, которые всем известно, куда приводят”, — признался “Форуму” Сергей Бирин, председатель совета директоров Klio Group. “Конечно, если все случится так, как прописано на бумаге, то бизнес-среда улучшится и деньги в страну придут. Хотя, думаю, это будут так называемые короткие деньги”, — сказал он.
По его словам, регистрировать фирмы в качестве головных предприятий холдинга и управляющих компаний будет весьма интересно. “Я даже сам попробую это сделать. Вот с обслуживанием таких предприятий могут возникнуть серьезные проблемы. Мне кажется, что наша Служба государственных доходов не готова к этому”, — отметил С.Бирин.
“При холдинговом режиме Латвии понадобится большое количество аудиторских и бухгалтерских структур, которые сейчас активно действуют в таких странах, как Кипр, Голландия, Швейцария. В этих структурах должны работать специалисты, сертифицированные в соответствии с международными стандартами. Эти компании появятся и в Латвии, если для этого будет создана благоприятная среда”, — считает С.Бирин.
Промышленное производство, по его мнению, такого рода режим не привлечет, так как для того, чтобы бизнесу было интересно создание предприятий на территории Латвии, надо сделать еще ряд шагов по либерализации налогообложения, например, снизить НДС до 14—15%, дать возможность реинвестировать прибыль до налогообложения, уменьшить социальные выплаты и т.п. Тогда можно говорить о привлечении долгосрочных инвестиций в страну.
“И, конечно, самое главное — принятые законы не должны меняться каждый год, что создает неуверенность в завтрашнем дне, а именно это происходит сейчас в Латвии. Пока эта чехарда не прекратится, ни один разумный человек в такой среде холдинговую структуру создавать не будет”, — сказал Сергей Бирин.
Шансы есть
По мнению Игоря Окса, управляющего партнера консалтинговой компании Baltic Business Consulting, необходимо четко понимать, что вместе с введением холдингового режима Латвия выходит на совершенно новый для нее рынок, где придется конкурировать с такими популярными юрисдикциями, как Нидерланды, Люксембург, Кипр и Мальта.
“При этом я считаю, что у страны есть все шансы прочно занять свою нишу на этом рынке. Просто для этого необходимо точно определить своего клиента. А определив клиента, можно будет работать над повышением конкурентоспособности”, — отметил в разговоре с “Форумом” Игорь Окс.
По его словам, основной акцент нужно направлять в сторону стран бывшего Советского Союза. Тут мы по всем статьям впереди конкурентов: и географическое положение, и русский язык, да и вообще менталитет в целом. “А если сюда добавить возможности получения виз, вида на жительство, свободу перемещений в Шенгенской зоне — согласитесь, звучит привлекательно”, — отметил собеседник “Форума”.
Следует также ориентироваться на средний и выше среднего, но не на крупный международный бизнес. Транснациональные компании обслуживаются в Люксембурге и Нидерландах, и их вряд ли заинтересует Латвия.
“Не могу не сказать о слабых сторонах. Я пока не вижу инфраструктуры, готовой “переварить” поток такого рода клиентов. Компании, специализирующиеся на обслуживании подобного типа бизнеса, можно по пальцам перечесть”, — говорит И.Окс.
По его мнению, если приток клиентов будет увеличиваться постепенно, то рынок, возможно, успеет отреагировать: появятся новые игроки (как местные, так и международные компании). Однако если этот поток будет слишком быстрым, Латвия может не справиться с теми сервисами, которые жизненно необходимы для обслуживания холдингов. Таким образом, репутацию страны можно быстро испортить.
“Кроме того, неизвестна позиция латвийских фискалов. У конкурентов Латвии фискальные органы очень лояльно относятся к подобным компаниям-нерезидентам. Очевидно: на том же Кипре понимают, что данная отрасль приносит бюджету десятки миллионов евро ежегодно, и этим дорожат. Есть ли такое отношение у Латвии?” — интересуется И.Окс.
Подготовить инфраструктуру
Юрист компании Finance and Legal Consulting Игорь Дживага уверен, что Латвия не готова позиционировать себя как страна выгодная для того, чтобы организовывать холдинговые компании.
“Я хочу задать вопросы, которые пока остаются риторическими: кто к нам придет? зачем к нам приходить? какова цель этого прихода? Для того, чтобы на них ответить, надо начать с подготовки Латвии к тому, чтобы принять этот режим”, — говорит он.
По его мнению, необходимо разработать стратегию развития городов Латвии, чтобы они могли принимать холдинговые компании. Очень важно подготовить инфраструктуру, офисы, территории. “В Риге много заброшенных домов или зданий в плохом состоянии. Почему бы не предоставлять льготы (например, освобождать от выплаты подоходного налога) тем предприятиям, которые готовы выстраивать инфраструктуру и вкладывать в это деньги. Я считаю, что Латвия должна позволить бизнес-элите к нам прийти. Конечно, не стоит рассчитывать на крупные компании, такие как Газпром, им тут нечего делать. Однако, приняв меры по подготовке, вполне можно создать из Латвии приличный бизнес-центр, который в силу своего удачного географического положения может стать мостом между идейными и денежными потоками”, — считает И. Дживага.
Кроме того, по его мнению, очень важно научиться принимать и находить подход к людям разных национальностей, так как холдинговые структуры — многонациональны.
Юридическая база готова
Дмитрий Петров, присяжный адвокат бюро Petrovs & partneri, считает, что юридическая база для того, чтобы принять холдинговый режим в Латвии, готова.
“В Латвии достаточно квалифицированных юристов. Однако преимущество в связи с этими изменениями закона получат те, кто хорошо разбирается в международном налоговом праве, так как клиентам нужна будет не просто регистрация холдинговой компании в Регистре предприятий, а прежде всего консультация по налоговому планированию коммерческой деятельности с использованием налоговых преимуществ латвийской холдинговой компании. При этом необходимо понимание не только латвийской налоговой системы, но и знание налоговых законов зарубежных стран”, — сказал он.
По его словам, собственно юридическая составляющая работы с холдингами будет сравнительно незначительна. На первое место выйдет создание оптимальной структуры с учетом налоговых систем различных стран, вида бизнеса клиента, направлений денежных потоков, места резиденции получателей выгоды.
По словам Анри Лейманиса, партнера юридического бюро Triniti, в Латвии есть все необходимые условия для организации холдинговых компаний, в том числе и качественные юридические услуги на латышском, английском и русском языках.
“Юридические фирмы в Латвии имеют опыт обслуживания западных и восточных клиентов, а также опыт работы в разных странах мира. При том условии, что в нашей стране сохранятся стабильная политическая среда, налоговая база и безопасная банковская система, мы сможем без проблем привлечь иностранный капитал”, — сказал Анри Лейманис.
Где лето, там и зима
Вячеслав Кузищин, председатель правления Hotel Invest, видит в холдинговом режиме Латвии положительные стороны. “Я думаю, что Латвия станет очень привлекательной страной после того, как будет введен этот режим. Особенно для бизнесменов из стран бывшего Советского Союза. Для этого есть несколько причин: все познается в сравнении, а по сравнению с Россией и Украиной, где я долгое время занимался бизнесом, в Латвии этот процесс организован намного проще. За пять лет работы в Латвии я не сталкивался со случаями коррупции, причем коррупции, которая в России и на Украине начинается на любом уровне: от получения необходимой справки в госучреждении до непосредственной деятельности предприятия, когда в процессе часто приходится договариваться с пожарниками, санэпидемстанцией, налоговой и всем платить. Бизнес-климат в Латвии намного благоприятнее, чем в России и на Украине”, — отметил предприниматель.
По словам В.Кузищина, в Латвии решение организационных вопросов с государственными и городскими органами не вызывает серьезных проблем. Происходит все достаточно быстро, без проволочек, без взяток. Этот момент, безусловно, привлекателен для любого бизнеса. Второе преимущество холдингового режима в Латвии заключается в том, что можно без проблем использовать русский язык. Это очень важно как для предпринимателей, особенно из России, так и для бизнесменов из бывших стран СССР.
“Во многих других юрисдикциях придется использовать английский, в Латвии же на всех уровнях можно говорить по-русски. Мне кажется, что Латвия, особенно для предпринимателей из бывшего Союза, ближе и роднее. Известно, что сейчас многие тут покупают недвижимость и живут летом. А там, где лето, там и зима”, — сказал он.
***
В чем суть холдингового режима?
В соответствии с законодательными поправками с 2013 года от подоходного налога с предприятий будут освобождены дивиденды, которые латвийская компания выплачивает нерезидентам, а также дивиденды, которые латвийская компания получает от нерезидентов. Начиная с 2013 года при расчете облагаемого налогом дохода латвийской компании не будут учитываться прибыль или убытки от продажи акций дочерних компаний.
В свою очередь начиная с 2014 года от налога будут освобождены процентные платежи, которые латвийская компания выплачивает нерезидентам после 31 декабря 2013 года, а также платежи за использование интеллектуальной собственности, выплаченные латвийской компанией нерезидентам после 31 декабря 2013 года.
В качестве преимущества данного нововведения можно отметить отсутствие каких-либо дополнительных требований для применения этих льгот, таких как размер пакета акций, продолжительность владения акциями, вид предпринимательской деятельности и т.п.
Ставка латвийского подоходного налога с предприятий является фиксированной — 15% от чистой прибыли. Вышеуказанные налоговые льготы не распространяются на доход, выплаченный или полученный от компаний, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях, таких как Панама, Белиз, Британские Виргинские острова, Багамы и другие.
Наталья Каленова